Инструменты симфонического
оркестра

Струнные
BulletСкрипка (Violino)................
BulletАльт (Alto)...........................
BulletВиолончель (Violoncello)....
BulletКонтрабас (Contrabasso) ..

Духовые
BulletФлейта (Flauto)..................
BulletГобой (Oboe)......................
BulletФагот (Fagotto)..................
BulletКларнет (Clarinetto)...........
BulletСаксофон (Saxophone)......
BulletВалторна (Corno)...............
BulletТруба (Tromba)...................
BulletТуба (Tuba).........................
BulletТромбон (Trombone)...........

Ударные
BulletЛитавры (Timpani)...............
BulletБарабан (Tamburo).............
BulletКсилофон (Xylofono)...........
BulletТарелки (Piatti)...................
BulletОстальные

Одиночные
BulletАрфа (Arpa).........................
BulletОрган (Organo)...................
BulletФортепиано (Piano-forte)...
Валторна ( ит.corno, нем.Waldhorn, фр. cor, англ. french horn )
валторна

Прародителем современной валторны был рог. С древних времен сигнал рога возвещал о начале сражения, в средние века и позже, - вплоть до начала 18 века, - он раздавался на охоте, состязаниях и торжественных придворных церемониях. В 17 веке охотничий рог стали изредка вводить в оперу, но лишь в следующем столетии он стал постоянным членом оркестра. И само название инструмента - валторна - напоминает о его прошлой роли: это слово происходит от немецкого "Waldhorn" - "лесной рог". По-чешски этот инструмент и сейчас называется лесным рогом.

Металлическая трубка старинной валторны была очень длинной: в развернутом виде некоторые из них достигали 5м 90 см. Такой инструмент невозможно было держать в руках распрямленным; поэтому трубку валторны изогнули и придали ей изящную форму, похожую на раковину.

Звук старинной валторны был очень красив, но инструмент оказался ограниченным в своих звуковых возможностях: на нем можно было извлечь лишь так называемый натуральный звукоряд, то есть те звуки, которые возникают от деления столба воздуха, заключенного в трубке, на 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. частей. Как говорит предание, в 1753 году дрезденский валторнист Гампель случайно вложил руку в раструб и обнаружил, что строй валторны понизился. С тех пор этот прием стали широко применять. Звуки, полученные таким образом, называли "закрытыми". Но они были глухими и сильно отличались от ярких открытых. Далеко не все композиторы рисковали часто обращаться к ним, удовлетворяясь обычно короткими, хорошо звучащими фанфарными мотивами, построенными на открытых звуках.

В 1830 году изобрели механизм вентилей - постоянную систему дополнительных трубок, позволяющих получать на валторне полную, хорошо звучащую хроматическую гамму. Через несколько десятилетий усовершенствованная валторна окончательно вытеснила старинную натуральную, которая в последний раз была применена Римским-Корсаковым в опере "Майская ночь" в 1878 году.

Валторну считают самым поэтичным инструментом в группе медных духовых. В низком регистре тембр валторны несколько мрачен, в верхнем - очень напряжен. Валторна может петь или неторопливо рассказывать. Очень мягко звучит квартет валторн - услышать его можно в "Вальсе цветов" из балета "Щелкунчик" Чайковского.

 
Hosted by uCoz