Скрипку по праву называют
потомком других, более ранних струнно-смычковых инструментов.
Первый смычковый инструмент - фидель - появился в Европе в 10-11
веках, другой - жига - стал любимым музыкальным инструментом
французских менестрелей, бродячих певцов и музыкантов 12-13 веков. Спустя
некоторое время фидели, ребеки и жиги уступили место старинным виолам:
виоле да гамба, виоле да бардоне, виоле квинтон - место которых, в свою
очередь, заняли скрипки. Они появились во Франции и Италии уже в начале 16
века, и вскоре после этого искусство изготовления смычковых
распространилось по всей Европе. Их стали делать в Тироле, в Вене, в
Саксонии, Голландии и в Англии, однако лучшими скрипками славилась Италия.
В Брешии и Кремоне - двух небольших городках на северо-востоке страны -
больше пяти столетий назад работали выдающиеся мастера: Гаспаро Бертолотти
(прозванный де Сало) в Брешии и Андреа Амати в Кремоне. Искусство
изготовления скрипок передавали из поколения в поколение, и на протяжении
двухсот лет семействами Амати, Гварнери, Страдивари были созданы
инструменты, которые до сих пор считаются одними среди самых лучших.
Форма скрипки определилась еще в 16 веке и с тех пор менялась лишь в
деталях.
Все, что сказано о технике струнных, относится именно к скрипке:
она - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Ее
технические возможности росли вместе с искусством таких виртуозов, как
Витали, Торелли и Корелли в 17 веке, а позже - Тартини,
Виотти, Шпор, Вьетан, Берио, Венявский, Сарасате, Изаи и, конечно,
Н.Паганини. Он владел поразительным искусством игры двойными нотами,
аккордами, pizzicato, флажолетами. Когда во время концерта у него рвались
струны, он продолжал играть на оставшихся.
Неотразимый эффект дает соло скрипки, исполняющей главную тему, - в
качестве примера можно привести "Шехерезаду" Римского-Корсакого.
За все свои качества скрипка, наряду с фортепиано, издавна играет
ведущую роль среди солирующих концертных инструментов.